[Лаклакидзевская; груз. ზარზმის ღმრთისმშობლის ხათი] (47×35 см, с окладом - 80×64 см), деревянная, покрыта чеканной пластиной (серебро, позолота), живописные лики утрачены. Создана в монастыре Зарзма в 20-х гг. XI в. З. и. датируют на основании исторических сведений об активизации деятельности рода Лаклакидзе в нач. XI в. и художественно-стилистического анализа иконы, пластическое решение которой тесно связано с произведениями грузинской чеканки 1-й четв. XI в. (Мартвильский и Бретский кресты, Шемокмедские пластины и др.). В XVI в. З. и. была перенесена в монастырь Шемокмеди, с 1924 г. находится в Национальном музее Грузии.
Наряду с фресками каппадокийских церквей (Токалы-килисе, 950-964; Каранлык-килисе, 1060-1061, и др.) З. и. принадлежит к древнейшим сохранившимся образцам иконографического типа Богоматери Умиление. В среднике чеканной пластины помещено поясное изображение Богоматери с Младенцем слева. Богомладенец, приникнув к щеке Матери, нежно обнимает Ее за шею. Богоматерь поддерживает Младенца правой рукой за ножки снизу, левой - за плечо. Персты Ее рук экспрессивно увеличены. Фон средника заполнен сплошь растительным орнаментом, в правой верхней части помещена органично сочетающаяся с лиственным узором надпись, выполненная асомтаврули: «Матерь Христа» (დედაი ჟრისტეისი). Четкий обобщенный силуэт фигур, прекрасно переданные пластические формы, декоративная разработка поверхности придают образу спокойную величавость и монументальность.
Широкие поля З. и. заполнены 15 рельефными сценами из жизни Христа и Богоматери (10 - праздничного цикла, 5 - детства Богородицы): «Распятие Господне», «Сошествие во ад», «Вознесение и Успение Пресв. Богородицы» (вверху), «Благовещение», «Сретение», «Преображение Господне» (слева), «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне», «Рождество Господне» (справа), «Праведные Иоаким и Анна с первосвященником», «Прав. Анна у фонтана», «Прав. Иоаким в пустыне», «Рождество Богородицы», «Чудо жезла Иосифова» (внизу). В распределении сцен не соблюдена историческая последовательность событий.
Поля и средник разделяет полоса ктиторской надписи, выполненной асомтаврули: «Святая Царица, будь заступницей перед Сыном Твоим и Богом нашим всем Лаклакидзе: эриставт-эриставу Мириану и Хурцику, сыновьям Хурцика: Мириану, Сасану, Курдиа (?). Я, убогая Евпраксия, мать Хурцика и Мириана, украсила икону эту как молитву всех Лаклакидзе, в поминовение души моей». Зигзагообразный узор позолоченной проволоки, заключенный между 2 тонкими жгутами, обрамляет и надпись, и всю икону. Рельефные буквы, украшенные миниатюрными листочками, выделяются на пунсонированном фоне орнаментальностью, подчеркивая скульптурную выразительность фигур.